Культура Бразилии


главная - контакты /contatos



бразилия brazil бразилиа - информационный сайт RussoBras

БРАЗИЛИЯ
BRASIL
BRAZIL



Уважаемые посетители!

Если у вас возникнут предложения по сайту, пожалуйста, свяжитесь с нами
по координатам, указанным в разделе 'контакты'




Бразилия. Культура Бразилии

Бразильская культура очень разнообразна. Этническое и культурное смешивание в Бразилии произошло в колониальный период между американскими индейцами, португальцами и африканцами и сформировало большую часть бразильской культуры.

В 19-ом и начале 20-го столетий итальянские, немецкие, испанские, арабские и японские иммигранты наводнили Бразилию и сыграли важную роль в ее культуре, создав смешанное культурное и многоэтническое общество.

Главное влияние на культуру Бразилии оказало то, что больше трех столетий она была колонией Португалии. Много поселенцев из Португалии прибыли в Бразилию именно в этот период (почти 1 миллион человек) и принесли свою культуру в колонию.

У коренных жителей Бразилии происходил тесный контакт с колонистами. Многие истреблялись, другие смешались с португальцами. По этой причине, культура Бразилии подверглась влиянию «америнда», главным образом, в пище и языке (в бразильском португальском есть сотни слов индейского происхождения, в основном, от языка гуарани).

Черные африканцы, которые были привезены в Бразилию в качестве рабов, также активно участвовали в формировании бразильской культуры. Хотя португальские колонисты вынудили своих рабов стать "более цивилизованными" (что означало принять католицизм и говорить на португальском языке), их культурные влияния были распространены по всей Бразилии.

В некоторых областях Бразилии, особенно в штате Баия, прослеживается очевидное африканское наследство в музыке, пище, языке, и т.д. Иммигранты из Италии, Германии, Испании, Японии и Ближнего Востока сыграли важную роль в тех районах Бразилии, где они поселились (главным образом, это южная и юго-восточная Бразилия). Иммигранты организовывали сообщества, которые затем стали важными бразильскими городами (Ионвилль и Кашиас-ду-Сул, например) и принесли важный вклад в культуру Бразилии.

Бразильская культура очень разнообразна

Более подробно о культуре Бразилии можно узнать на сайтах:

Предпосылки формирования бразильской культуры (Часть 1)

Пожалуй, сложно сказать, когда именно бразильский народ осознал себя единым целым – даже сами бразильцы согласны, что их история начинается намного раньше официальной даты открытия Бразилии -  22 апреля 1500 года. В то же время, знаменитый клич на Ипиранге, провозгласивший политическую независимость Бразилии, лишь подтвердил уже свершившийся факт – существование новой нации.

С 1500 до 1822 года - от открытия новых земель до независимости  - прошел немалый срок, за который судьбы разных народов сплелись в одну, создав уникальную, в своём роде, культуру Бразилии, соединившую в себе самые разнообразные аспекты.

Чтобы понять, чем и почему процесс формирования бразильской культуры отличался от процесса формирования других культур Нового Света, нужно принять во внимание некоторые довольно известные факты.

В первую очередь, религия. Когда мы представляем себе американский континент, мы делим его на Латинскую Америку, и США и Канаду. Вспоминая, что мы знаем об этих странах, мы прекрасно сознаём, насколько они различны не только в экономическом, но и культурном плане: вся их история, начиная с первого появления европейцев на новых землях, развивалась по различным схемам.

И в основе всех этих различий стояла религия. К началу колонизации Европа уже окончательно была разделена на протестантов и католиков. И речь у нас пойдёт не о доктрине, а об отношении к миру – об отношении к близкому и чуждому – об отношении к «другому», как назвал это Тодоров.

Пришедшие в Северную Америку протестанты верили в судьбу и предназначение – картина мира для них была чёткой и ясной, и тот, кто не вписывался в неё, не имел шансов преодолеть ту пропасть, что отделяла Новый Свет от прибывших европейцев. Поэтому они начали перекраивать эту чуждую землю по своему образу и подобию, разрушая на своём пути все, что им мешало. Так индейцы изначально стали для них дикарями, одним из проявлений враждебной природы, с которыми не было нужды считаться. Позже, когда появилась нужда в рабочей силе, и с африканского континента стали прибывать тысячи рабов, едва возникнувшая дискуссия о человечности рабства была разрешена в чисто протестантской манере. А именно: христианин не может быть рабом, но они не христиане – да, они люди, но не достойные свободы, ведь им не известно слово божие – они не были выбраны, чтобы спастись, следовательно – рабство их участь. И лишь несколько поколений спустя – когда африканские корни были забыты, а английский язык стал родным, североамериканские рабы обратились в христианство, доступ к которому был им не только отрезан, но и запрещён европейцами – ведь христианин не должен быть рабом, тем более, другого христианина.

Подобной проблемы не возникло в католической Америке. Первых колонистов вопросы веры особо не интересовали – они пришли в поисках новых земель, богатства и удачи. Они брали себе индейских женщин, которые рожали им детей, порабощали племена, ища свою выгоду в местных конфликтах – они быстро ассимилировались и их дети мало чем отличались от местных жителей. Церковь не заставила себя долго ждать.

Уже в первые годы Португальская корона отправила в Новый Свет духовных наставников, но представители короны были, скорее, чиновниками и вопросы веры местного населения их не особо интересовали. Однако, вслед за ними в Новый Свет направились представители религиозных орденов, чьей целью была миссионерская деятельность. В Бразилии главную роль сыграли иезуиты, в испанских колониях - францисканцы.

 A America como entidade no espaco, exigira a sua incorporacao na imagem mental da Europa sobre o mundo natural. O homem americano tinha de encontrar o seu lugar entre os povos da humanidade e a America, como entidade no tempo, requeria integracao na concepcao europeia do processo historico. Tudo isso foi alcancado no discurso do seculo XVI...[ELLIOT, J.H. O Velho e o Novo Mundo, 1492 – 1650. Lisboa : Querco, 1984.  p.55]

Шестнадцатый век для католической церкви был эпохой инкорпорации Нового Света в мироздание европейских умов. Именно миссионерские ордена послужили тем связывающим звеном, которое позволило европейской, американской и африканской культурам слиться в единое целое. Ни экономические, ни социальные, ни расовые или религиозные факторы не помешали им найти место в мироздании всем подданным португальской и испанской короны.

На первом месте для миссионерских орденов стояло обращение индейцев в католичество, но идея массовых крещений была сразу отклонена - миссионеры должны были именно обращать в христианство новых подданных короны. Для этого они должны были понять своих подопечных. И с этого момента началась грандиозная деятельность по изучению языков и культур индейских племён. Большая часть сведений, что дошла до нас об индейских обществах, была изучена, интерпретирована и записана именно миссионерами. Возможно, их интерпретация, с нашей точки зрения, не была беспристрастной – но она была собрана людьми, посвятившими свои жизни изучению индейцев, стремлению понять их и затем обучить, чтобы они стали полноценными членами общества – христианами.

Когда экономический подъем колоний и рост тростниковых плантаций привёл к рабовладельческому строю, перед церковью возникла ещё одна проблема – африканские рабы – но, в отличие от протестантов, католики легко решили проблему - рабство + христианство.

Рабы должны быть крещены и приобщены ко всем святым таинствам – в том числе, к венчанию в церкви. Как с рабами, так и со свободными, то же самое по отношению к их детям, которые должны воспитываться в христианских традициях. Но христианство не гарантирует им никакой свободы, кроме духовной - их освобождение на совести у хозяина. В конце концов, социальные сословия никто не отменял, а равны люди лишь перед Господом Богом.

Таким образом, желание католической церкви ассимилировать негров и индейцев в колониальное общество не позволило произойти тому разделению, которое произошло в Северной Америке. Каждая культура занимала своё законное место в колониальной иерархии, а на вершине, конечно, находилась европейская культура. Но даже она не всегда доминировала, например, в 1758 году маркиз Помбал - тот самый, который изгнал из Бразилии иезуитов, запретил использовать Тупи – индейский язык, на котором в то время говорила большая часть населения Бразилии, а благодаря иезуитам, которые дали этому языку письменность и систематизировали грамматику, также писала и читала. И лишь в 18 веке Тупи силой уступил португальскому языку в Бразилии, а например, в Парагвае, это до сих пор второй государственный язык, на котором издаются газеты и оформляются документы.

Первая волна эмиграции сформировала основной костяк колониального общества, куда в 19 веке устремились новые волны европейцев в поисках лучшей доли.

Читать продолжение...

Автор: Ольга Писниченко



Пользовательского поиска


Рейтинг@Mail.ru Rambler s Top100
Top100
российско-бразильский информационный проект осуществляемый МЭПИ
использование любой информации с сайта без письменного согласия правообладателя запрещено!!!
зеркало сайта - www.russobras.com Учредитель НЦ МЭПИ copyright © 2007 - 2016